

"В связи с пандемией Covid -19 место и время проведение фестиваля уточняется"
Сегодня о самом главном
Deaf Hot News
"Battle"
Movie official trailer, 2019
Официальный трейлер фильма
"Битва" , 2019

Стрит -данцер делает стремительную карьеру, его команда побеждает на всех битвах. Он признанный хореограф и все его будущее связано с танцем.
Однако несчастный случай рушит все планы – Антон лишается слуха, а с ним и всех надежд. Оказавшись в непривычном мире тишины, Антон постепенно понимает, что это не конец. Страсть к танцу, воля к победе и любовь к жизни подсказывают ему новый путь к заветной мечте. И его главная битва еще впереди.


KODA (CODA) Пр-во США , 2021

Звук Металла (Sound of Metal) Пр-во США, 2019

"Звуки металла" - это американский драматический фильм 2019 года, режиссер и соавтор сценария которого - Дариус Мардер. В главных ролях - Риз Ахмед, Оливия Кук, Пол Рэйси, Лорен Ридлофф и Матье Амальрик. В фильме рассказывается история барабанщика, который в начале своей музыкальной карьеры вдруг неожиданно теряет слух.
Фильм "Звуки Метала" вошел в шорт лист списка кандидатов на престижную ежегодную премию Американской Академии Кинематографических искусств Оскар 2021.

Дикая роза прерий
(Wild Prairie Rose), Пр-во США, 2016

В 1952 году Роза Миллер возвращается в свой сельский родной город Бересфорд, штат Южная Дакота, чтобы заботиться о своей больной матери. Оказавшись там, она влюбляется в глухого мужчину и должна решить, хватит ли ей смелости следовать своему сердцу. «Дикая роза прерий» - это исследование, как меняется образ женщины в Америке 1950-х годов и того, как люди, которые сильно отличаются друг от друга, могут научиться общаться друг с другом. Это фильм, который фокусируется на истории одной женщины, но при этом заставляет зрителей проверять свои собственные предположения о том, что на самом деле делает жизнь прекрасней.
Александр Гениевский

Александр Гениевский: «Мы, неслышащие творческие люди, — за восстановление справедливого единства со всем остальным миром»
В 2021 году при поддержке Всероссийского общества глухих состоится II Московский международный фестиваль кино и визуальных искусств «Мир сквозь тишину». Президент кинофестиваля и советник по развитию кинематографии при президенте ВОГ режиссер Александр Гениевский рассказал о создании в России кинематографа глухих.
— Как возникла идея создания такого рода кинофестиваля? Разве недостаточно других фестивалей по всему миру, включая Россию, на которых неслышащие кинематографисты имеют возможность показать свои киноработы?
— Помните, в старом, но очень известном советском комедийном фильме один персонаж жалуется другому: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания». Можно сказать, «философская шутка» на все времена и о самом главном. Включая и наши киношные дела на жестовом языке в большом общем мире кино. Кинофестивалей сейчас по всему миру расплодилось немерено. И фильмов на тему о неслышащих людях тоже хватает. Но если вы меня спросите, а видели ли большинство этих зарубежных фильмов неслышащие или пусть хоть кто-то из слышащих российских зрителей, отвечу без запинки: нет! Странная с давних еще пор сложилась ситуация-парадокс с нашим «глуховским» кинематографом. Если такой фильм появляется на большом экране, то идет прямо нарасхват, в призах-премиях престижных купается. Тут сразу несколько факторов повышенного интереса к подобным киноисториям. Во-первых, визуально, одним только жестом можно передать целую гамму чувств, в то время когда через слова это может потянуть на целый монолог, и зритель за это время даже заскучает. И еще один немаловажный нюанс: большинство из зрителей сталкиваются в такой картине с чем-то до сих пор им неведомым, а значит, и таинственным. И если такой фильм поставлен на высоком профессиональном уровне, он завоевывает сердца зрителей. Но вот, насколько я знаю, в период с 1965 года, еще при СССР, и до сегодняшних дней в новой России по этой теме было отснято всего лишь пять профессиональных картин.
Самым заметным в 1997 году стал фильм режиссера Валерия Тодоровского по повести Ренаты Литвиновой «Страна глухих». Фильм получил множество международных наград, в том числе премии «Ника» и «Золотой овен».
Спустя 20 лет появляется неординарная картина Александра Сухарева и Виктора Глухова «Смотри мою любовь». И тоже усыпана лаврами, а главную роль исполняет замечательная, но слышащая актриса Даша Белодед. Ага, со скрипом в душе, я ставлю здесь союз «но»; не в обиду сказано, несмотря на очаровательную игру Даши, эту роль по всем параметрам должна была бы сыграть глухая актриса. Если, например, слышащий зритель эту специфическую «мелочь» может и не заметить, то неслышащий сразу все поймет по ее жестикуляции. Но пойдем дальше: совсем недавно также выпущен очень бойкий фильм режиссера Анара Аббасова о слабослышащем танцоре «Битва», который также закономерно собирает богатую фестивальную жатву. И вот еще один американо-бельгийский фильм «Звук метала», который в этом году в спринтерском темпе летит на крыльях фортуны прямиком в золотые длани «Оскара». И будем надеяться, он совершит эту историческую посадку.
Но вернемся к нашим баранам, то бишь к той «козе», которую у нас есть возможность прикупить, но нет на то особого желания. Так вот, всем давно известно: чтобы сделать настоящий профессиональный фильм для широкого экрана, во-первых, надо иметь для этого очень широкие возможности. И в первую очередь это возможности финансовые. Но также необходимо иметь и свои кадры, которые смогут их отработать профессионально. Можно умело закрасить зебру и выдать ее за лошадь, но настоящая зебра все равно эту «липовую подругу» никогда не признает. То же самое часто происходит с историями в кинематографе о глухих, когда за это дело берутся люди, только понаслышке знающие культуру глухих. А эта культура, как любая другая, самобытна и имеет кучу своих специфических оттенков.
Я не случайно сказал, что ситуация странная. Подобные фильмы имеют призы и успешно снимают кассу. Иногда за фильмы хорошие, но часто и «за не очень», из которых просто «выжимают» тему глухих, слепых и так далее, потому что в большинстве своем зритель им автоматически сочувствует. Одной из задач нашего фестиваля как раз и является развенчание подобных «шедевров». Поэтому мы стараемся подбирать для зрителей фестиваля не плаксивые мыльные оперы об инвалидах, а фильмы-истории о жизни глухих. Что удивительно, в нашем российском кинематографе нужно «прожевать» порядка 20 лет, чтобы наконец снова выпустить хороший профессиональный фильм по этой теме. Но все, вероятно, оттого, что наша литература в этом специфическом разделе, мягко говоря, слегка хромает. И если спросить обывателя, что он когда-либо прочитал о жизни глухих, то, вне сомнения, скорее всего, он вспомнит тургеневское «Муму», которому в эту «пятницу» стукнет все 170 лет! Нет литературного материала, нет записанных своей же «глуховской» рукой историй — значит, не будет и своего «кина»! Вот поэтому-то и возникла у нас идея, что у неслышащих людей в России, так же как и во многих других странах, должен быть свой кинопраздник. И не просто праздник, но еще и возможность подтолкнуть отечественных киношников к созданию фильмов о жизни людей с «ограниченными возможностями по слуху». Простите, это с некоторых пор так говорят вместо слова «глухой», но это всего лишь политкорректная фраза, а в действительности наши возможности безграничны. Просто мир слышащих не имеет возможности их видеть. И мы будем всегда рады об этом рассказать на нашем экране. Но, думаю, самая важная задача фестиваля — это заинтересовать и активизировать самих неслышащих воспроизведением и продвижением оригинального материала о самих себе, показать широкой публике жизнь неслышащих людей в самых разных ипостасях, сделать неизвестное обычным. Ведь от незнания и недопонимания, как известно, и произрастают в этом мире все большие и малые конфликты. И чтобы, наконец, наше желание, как говорится, совпало с нашими возможностями. Чтобы мы стали самодостаточными, имели возможность творить в этом направлении искусства и у нас появилось не только свое оригинальное кино, но и своя литература, а с ней — и история, написанная на большом экране.
— Почему традиционный кинофестиваль перенесен с мая на октябрь?
— По двум причинам. Первая, безусловно, связана с пандемией. Фильмы из-за границы к нам обязательно «доедут», и, честно говоря, их уже достаточно, чтобы провести показы в течение двух дней фестиваля. А вот люди, сами участники фестиваля… об этом пока говорить рано. Из каких-то стран кинематографисты к нам приедут, но из каких-то — нет, и пока эта ситуация с переездом через границы не совсем понятна. Подождем. Вторая причина в том, что 25 сентября этого года Всероссийское общество глухих празднует 95-летний юбилей. Мы хотим совместить оба события и провести кинофестиваль в начале октября. Точные даты и место проведения определим немного позднее.
— В чем, по-Вашему, главная цель проведения кинофестиваля «Мир сквозь тишину»?
— Нам важно обратить внимание общества на творчество людей с нарушениями слуха. Может быть, наш взгляд на мир немного отличается от того, каким видят его обычные люди. Но в образах и чувствах человечество не делится по способности восприятия децибел. Талант либо есть, либо его нет. И еще хотим донести до участников и зрителей, что искусство — это не только озарение, развлечение и увлечение, но часто и фундамент на пути к вершинам образования. Если у людей нет возможности где-то учиться, но есть желание, пусть приходят к нам на семинары во время проведения фестиваля. Мы будем показывать не только фильмы, но наряду с этим проведем серию мастер-классов по самым различным направлениям кинематографа, актерскому мастерству, драматургии, живописи. Кроме того, проведем выставку изобразительных искусств неслышащих художников и фотографов со всего мира. Вход на все мероприятия кинофестиваля и для всех желающих будет абсолютно бесплатным.
— В конкурсную программу кинофестиваля уже включено 17 зарубежных фильмов, но пока нет ни одной российской картины. В России люди с нарушениями слуха реже снимают фильмы, чем в других странах?
— В США, Канаде и Европе в последние годы ежегодно выходит очень много фильмов, созданных людьми с нарушениями слуха, а также о культуре неслышащих людей. Проводится множество самых различных по жанрам кинофестивалей, рассказывающих о жизни людей среди тишины. И мы, кстати, не случайно назвали наш кинофестиваль «Мир сквозь тишину». Среди таких фильмов есть абсолютные творческие удачи. Например, тот же бельгийско-американского производства фильм «Звук металла», о котором я уже упомянул, рассказывающий о музыканте, теряющем слух. Картина получила несколько международных наград, была номинирован на «Золотой глобус». И теперь, уже совсем скоро, с нетерпением ждем крутых поворотов на вручении ежегодной кинопремии «Оскар». В отечественной же киноистории подобное событие, как уже сказал, ранее произошло 24 года назад с фильмом Валерия Тодоровского. Из примеров последнего времени — замечательный короткометражный фильм «Забытое» Александра Королева, который уже имеет не просто признание у зрителей, но и заслуженные победы на многочисленных международных кинофестивалях. Но тем не менее этого недостаточно, и, считаю, уже пришло время менять наши «кинорельсы» для более современных киноскоростей.
А то, что сейчас выпускается любителями, у которых очень ограниченные финансовые возможности, — это фильмы в большинстве не фестивального уровня, так как не отвечают соответствующим критериям большого экрана. Перед нашим кинофестивалем, Всероссийским обществом глухих и всеми заинтересованными лицами стоит сверхзадача — начать наконец процесс создания профессионального кинематографа глухих в России. Мы понимаем, что это очень непросто. Но мировой опыт вдохновляет. И как же красив жестовый язык на большом экране — это вообще уже не новость для большинства профессиональных кинематографистов.
— И все же в чем вы видите главную проблему?
— Стивен Спилберг дал исчерпывающий ответ, когда ему задали подобный вопрос: что главное в кино? Он ответил: первое — сценарий, второе — сценарий, а третье — тоже сценарий. У нас есть сотни замечательных и самобытных историй на жестовом языке, но, к сожалению, у нас нет людей, которые смогли бы сделать качественный сценарий фильма для глухих или на тему о глухих. Отчасти и потому, что нет кинообразования с учетом этой специфики. В России сейчас широко открыты двери в студии при многих высших учебных заведениях, в которых учатся слабослышащие и неслышащие художники и актеры. В Российской государственной специализированной академии искусств множество различных классов и студий для инвалидов, в том числе и для глухих. Например, театр «Недослов», который вышел из этой образовательной структуры. Но при этом в стране нет единой системы, чтобы развивать профессиональный кинематограф для неслышащих. Поэтому первое, на что, на наш взгляд, необходимо обратить внимание, — это необходимость создания структуры, где неслышащие талантливые ребята смогли бы получить качественное кинематографическое образование. Наш фестиваль сейчас формирует базу для обучения молодых кинематографистов. Первая студия с актерским курсом на жестовом языке была организована с помощью Высшего театрального училища им. Б. Щукина. Надеемся, не за горами и перспектива нашей совместной работы со Всероссийским государственным институтом кинематографии им. С.А. Герасимова.
— Может ли режиссер без инвалидности по слуху, но снявший фильм о жизни глухих, стать участником кинофестиваля?
— Конечно! На нашем кинофестивале 2019 года картины трех известных слышащих режиссеров стали лауреатами: это документальный фильм «Холодные уши» литовского режиссера Линаса Микуты, короткометражная лента российского режиссера Александра Королева «Забытое» и фильм «Смотри мою любовь» Александра Сухарева, который получил приз зрительских симпатий. А в программе 2021 года, очень надеемся, будет показана остросюжетная социальная драма «Звуки метала», который также снят слышащим режиссером Дариусом Мардером. Кстати, в работе на съемочной площадке он смог очень органично объединить в одной команде инвалидов по слуху и слышащих людей. Вот и мы за такой поиск новых путей творческой интеграции двух миров — глухих и слышащих.
— Призы Московского кинофестиваля «Мир сквозь тишину» способствуют дальнейшей кинокарьере лауреатов?
— Расскажу одну историю. Американский кинорежиссер с нарушением слуха Марк Вуд лет десять назад решил уйти из профессии из-за финансовых проблем на его студии. Сам я уже давно успел посмотреть все его оригинальные фильмы и попросил прислать любую его картину для участия в нашем кинофестивале 2019 года. И вот в итоге его картина «Крепкий орешек» о глухом пенсионере, не соглашающемся на переезд в дом престарелых, при единогласном голосовании жюри получила приз как лучший игровой фильм. Этот успех помог ему вернуться в кино. Марк, как говорится, засучил «кинорукава» и теперь снова в работе.
— В конкурсной программе фестиваля 16 номинаций. Одна из них — «Лучший видеоролик, снятый любительской камерой или через смартфон». Какие требования к авторам и видеороликам выдвигаются в этой номинации?
— Мы специально ввели такую номинацию, чтобы привлечь к фестивалю как можно больше людей, которые горят желанием снимать фильмы, но не всегда имеют возможности. (Это о чем мы уже говорили — про «козу и желания».) Сейчас, как известно, на смартфон снимают и профессионалы. При условии, если у автора есть оригинальная идея и фантазия, вполне возможно, что получится приличный кинохит. Но главное, в данном случае мы просто хотим поддержать ребят, которые не могут финансово потянуть даже короткометражку. И в этой номинации обязательно ждем проявления таланта.
— К участию в конкурсной программе допускаются фильмы, выпущенные не ранее 1 января 2010 года. Значит ли это, что на фестивале собраны лучшие картины авторов с нарушениями слуха, заявивших о себе в последние десять лет?
— При подготовке к новому фестивалю мы коллегиально с оргкомитетом учли все аспекты развития кинематографа глухих по всему миру за последние десять лет и решили, что будет верно увеличить время допуска на наш конкурсный отбор. Чтобы российский зритель смог более полно посмотреть на наш необыкновенный мир изнутри (все фильмы кинофестиваля идут синхронно с русскими субтитрами). И, уверяю вас, за эти годы вышло много потрясающих иностранных фильмов о культуре глухих, которые наш российский зритель, к сожалению, никогда не видел и совершенно ничего о них не знает.
Но я также уверен и в том, что для большинства зрителей эти киноленты вполне могут стать открытием совершенно иного, неповторимого и удивительного «мира тишины».
Фото: Оксана Смидович. Фотографии предоставлены пресс-службой ВОГ.
Литературный портал
Елена Келлер
Самое поразительное в книгах слепоглухонемой Елены Келлер, а она написала семь книг, — то, что чтение их не вызывает ни снисходительной жалости, ни слезливого сочувствия. Вы словно читаете записки путешественника в неведомую страну. Яркие, точные описания дают читателю возможность испытать неизведанное в сопровождении человека, который не тяготится необычным странствием, а, вроде бы, сам выбрал такой жизненный маршрут.

Отрывки из новой книги «ДУША И ПАРУС ВЫПЛЫВУТ ИЗ ДАЛИ»…
Эту книгу я задумал несколько лет назад, когда жизнь казалась гладкой и бесконечной дорогой. Но обстоятельства последних лет заставили ускорить подготовку воспоминаний. А пандемия коронавируса, из-за которой мы весенние месяцы 2020 года провели в самоизоляции, помогла закончить и доработать книгу. Дома, параллельно с удаленной работой по журналу «ВЕС», писалось легко и плодотворно.
У каждого из нас в жизни встречалось немало людей, которые оставили добрый след в наших душах, поступках, судьбах. И чем старше мы становимся, тем чаще приходится прощаться с близкими и друзьями, которые уходят в мир иной. Но ведь это прощание не навсегда. Каждый ушедший приходит к нам в воспоминаниях, в минуты раздумий, в моменты печали или радости, в снах. И значит, пока мы помним их, они живы.
Детские годы на Урале, судьбы моих мамы и папы, родных и друзей. Первые учителя, так много давшие моей душе. Моя вторая родина — Павловск, где мне посчастливилось узнать таких замечательных людей, как основатель ЛВЦ-МЦР Иосиф Гейльман, преподавателей Александра Колокольцева, Мухара Саткоева и многих других. Друзья студенческих лет, некоторых из них уже нет с нами. Москва, так много в этом звуке… Город, где я сейчас живу и работаю. Коллеги по журналу Леонид Годин, Клавдия Родкина, Василий Ширков, Иван Баринов. Талантливые художники Алексей Гладков и Александр Назаров. Писатели и поэты Иван Исаев, Владимир Опойков, Алла Славина. Я назвал далеко не всех героев этого сборника…
Мне хотелось в этой книге рассказать о судьбах дорогих мне людей, воскресить их хотя бы на миг — и для себя, и для читателей. Не случайно я взял в эпиграф стихи известного португальского поэта Фернандо Пессоа. Ведь это только видимость, что парус и душа скрылись за горизонтом. От нас требуется всего лишь небольшое усилие, чтобы память воскресила их — и тогда «душа и парус выплывут из дали»…
Некоторые воспоминания публиковались ранее в разных изданиях, но были переработаны для книги. Большая часть глав написана совсем недавно.
Благодарю друзей, которые помогали словом и делом при подготовке книги: Ярослава Пичугина, Валерия Куксина, Виктора Карепова, Виктора Паленного, Марию Евсееву, Наталью Софронову, Александра Лапко, Владимира Сычева.
В фотоподборке использованы снимки из семейного архива, из запасников журнала «В едином строю», кадры, сделанные Валентином Прикащиковым, Ярославом Пичугиным, Оксаной Смидович, Юрием Поповым.
Заглавие книги – строчка из стихов Фернандо Пессоа в переводе Анатолия Гелескула.
Привожу здесь стихотворение целиком:
Уже за кромкой моря кливера!
Так горизонт ушедшего скрывает.
Не говори у смертного одра:
«Кончается».
Скажи, что отплывает.
О море, непроглядное вдали,
Напоминай, чтоб верили и ждали!
В круговороте смерти и земли
Душа и парус выплывут из дали.
ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Алексей Гладков
Весь этот день один художник
все рисовал навстречу мне,
но свой этюдника треножник
он перенес пейзажа вне…
Ярослав Пичугин
С ностальгией и грустью я смотрю на кинокадры, снятые Виктором Нелипой в 1984 году, когда мы готовили свои дипломные работы на художественном отделении ЛВЦ в Павловске. С грустью — потому что вижу молодого и веселого Алешу Гладкова, так рано и безвременно ушедшего из жизни от тяжелой болезни. Но не будем грустить — он был веселым человеком! Всегда — и в молодости, и в зрелые годы…
Мы с ним поступили в политехникум ЛВЦ вместе, в 1979 году. Но учились в разных группах — он — с глухими художниками, а я — со слабослышащими. Таким образом нас тогда делили в Павловске. Но мы все свободно друг с другом общались, хотя слабослышащие, пожалуй, немного задирали нос: мол, мы «говорящие».
***
С Алексеем мы пересеклись сразу, на первом курсе ЛВЦ. Перед началом учебы всех первокурсников направили на хозяйственные работы в парке и на стадионе. И там я заприметил красивую девушку Лену Урсол. Мы с ней быстро познакомились и нашли общий язык. Выяснилось, что она тоже художница, но распределена не в нашу группу слабослышащих, а в группу глухих, вместе с Гладковым (на тот момент я с Алексеем был еще не знаком).
Лена мне так понравилась, что я почти влюбился в нее. Но только «почти». Потому что вскоре мое сердце переметнулось к симпатичной переводчице Тане, которая оказалась моей землячкой, хотя не это было главной причиной любовного помрачения. И пока я безуспешно ухаживал за неприступной слышащей «цацей», Алексей не терял времени и быстро закрутил роман с Леной. Все пять лет, что мы учились в Павловске, они были вместе, поженились, кажется, на третьем курсе. Забегая вперед, скажу, что Гладковы вырастили троих детей, но через какое-то время расстались.
***
Тогда же, на первом курсе, мы с Алешей много вечеров провели за совместными ужинами у девчат-переводчиц жестового языка.
Это забавная история. Студенческая жизнь, как известно, не балует изобилием и правильным питанием. Утром и днем мы кушали в столовой, пока денег от стипендии хватало, а вечером перебивались хлебом-чаем, иногда пировали жареной картошкой.
Получилось, что напротив комнаты, где жили я с Сашей Лапко и Вовой Сычевым, обитали студентки-переводчицы, и они предложили устроить совместные ужины. Парни давали деньги, дамы готовили и накрывали на стол в своей комнате. Кроме нас троих, шикануть решили еще двое художников — Гладков и Абиев. Кстати, тот самый Ермек Абиев, который позже поступил в Академию художеств в Ленинграде, но через несколько лет утонул в речке.
Эти вечерние вкусные трапезы в обществе юных хорошеньких переводчиц были для нас словно светскими приемами. Мы являлись к девчатам чинные, в парадной форме, надушенные. Старались блеснуть остроумием. Гладков там себя показал веселым, раскрепощенным, шутейным парнем, флиртовал со всеми переводчицами. На жестовом языке, разумеется...
***
Дипломной работой Алексея в ЛВЦ была большая картина маслом «Лепка пельменей». Название условное, не помню точно. Но сюжет именно такой. На холсте мы видим семью, занятую приготовлением пельмешек — пожилую женщину, в которой угадывается мать Алексея, детей, а центральное место занимают доски с тестом, фаршем, кругляшами, скалками, и наконец, готовыми тестяными изделиями.
Мне была близка эта тема, поскольку у нас на Урале пельмени — важная часть жизни и еды. Но как я знал, Алексей приехал в Павловск из знойного Ашхабада, там его отец — известный художник — работал в художественном фонде. Расспросив Алексея, я узнал, что родился он в Амурской области, но отца пригласили работать в Туркмению, и они переехали. А бабушка с дедом остались в Благовещенске, и маленький Алешка часто бывал у них в гостях, где его закармливали пельменями.
После защиты дипломов Гладков с женой вернулся в Ашхабад, где продолжил дело своего отца в художественном фонде. И каково было мое удивление, когда я в Москве, зайдя в Суриковский институт проведать своего старого приятеля по ЛВЦ Анатолия Рыженко, обнаружил там и Гладкова. Он тоже поступил в Суриковку на отделение живописи. А я тогда уже работал в редакции журнала, то есть переквалифицировался из художников в журналисты. То-то Алексей удивился моему кульбиту.
***
А после окончания Суриковского института Гладков остался в столице, женился на москвичке Маше. В то время он в своем творчестве увлекся изображениями обнаженной женской натуры. Пожалуй, даже чересчур увлекся. Нет, с мастерством у него все было в порядке — сочные, яркие краски, пышная плоть, написанная со знанием дела. Но когда в картинах повторяется один и тот же мотив, пусть и с разнообразными вариациями, это утомляет.
Как раз тогда, в 1994 году, Алексей поехал в Италию на традиционную Международную выставку глухих художников в городе Трани. И сразу — триумф! Гладков завоевал там Гран-При. Причем именно за композицию с обнаженной натурой — Алексей совместил в картине тему женской красоты с направлением «искусство глухих»: множество женщин разных возрастов, говорящих на жестовом языке.
После той итальянской выставки я взял у Алексея интервью для журнала. В нем художник заверял, что он не приверженец одной и той же темы: «У меня и пейзажей много, и жанровых работ, а не только совершенство женского тела».
***
Именно в тот период я купил у Гладкова одну из лучших его картин — «Купальщицы». Там тоже не обошлось без голых красавиц, но они были изумительно вписаны в изумрудный пейзаж. Огромный раскидистый дуб, в тени его расположились купальщицы, рядом мерцает река, все окутывает нежная туманная атмосфера…
Позже Алексей, понимая, что повторение одной темы для художника — тупик, стал чаще выбирать разнообразные сюжеты для новых картин. У него началось сотрудничество с культурным центром «Гефест».
В его мастерской, расположенной у метро «Семеновская», часто собирались художники и журналисты, благодаря удобному расположению. Почти всегда в мастерской кто-то гостил. Понятно, что каждый старался отметить встречу рюмкой чая и пообщаться с хозяином. Удивительно, что Алексей даже в такой ситуации успевал создавать новые картины. Много писал для выставок «Гефеста», выезжал с коллегами на вернисажи в Финляндию, Францию, Бельгию. Поскольку такие выставки были тематическими, то и работы Гладкова готовились соответственно конкретной теме...
***
Произошли изменения и в личной жизни. У Гладкова умерла вторая жена Маша. Он горевал, но время лечит. Стал встречаться с новой музой — Ольгой, которая жила в одном доме со мной в Крылатском, в соседнем подъезде. Вот и еще одно пересечение наших судеб. Алексей часто жил у Ольги, гулял с ее внуком, мы не раз встречались во дворе и на бегу вспоминали минувшие дни. Но это продолжалось недолго.
Когда Гладкову исполнилось 50 лет, Оля помогла устроить Алеше прекрасный праздник в Театре мимики и жеста, на котором собрались его друзья. Вел вечер неподражаемый клоун Кирюшка — в миру артист Вадим Кирюхин. Думаю, что все, кто был на этом юбилее, не забудут этот праздник.
Но главное — к юбилею Алексей сделал и небольшую персональную выставку своих работ. Там были и ранние этюды, и «ню», и карандашные наброски. И мы убедились, как разнообразен и силён талант Гладкова-живописца. Мне особенно понравились этюды Алексея — еще тех времен, когда он был студентом Суриковки. По верности попадания в тональность, по глубине цвета эти пейзажи напомнили мне раннего Левитана. Или Коровина.
Тогда казалось, что при таком уровне мастерства у Гладкова еще все впереди. Он мог бы создать еще много талантливых холстов. К сожалению, всего через несколько лет после юбилея у Алексея обнаружили тяжелейшую болезнь. И обнаружили слишком поздно. Он сгорел буквально за несколько месяцев.
***
И все же не хочется заканчивать на минорной ноте. Удивительно, но в последние годы жизни Алексей стал признанным артистом жанра «сторителлинг» (рассказы на жестовом языке). Я же говорил — он был веселым человеком. И с юности привык забавлять друзей байками на жестах. У него это здорово получалось, но не выходило из рамок домашней забавы. И только благодаря конкурсам сторителлеров, которые инициировал Виктор Паленный, Алексей быстро стал звездой сцены. Знаменитый артист Вадим Кирюхин даже предложил Гладкову выступать вместе с ним. И Алексей успел познать вкус успеха и признания зрителей на гастролях в Петербурге. Буквально за несколько месяцев до кончины.
Смотрю на фотографию, снятую в 2013 году, на юбилее журнала «ВЕС». Мы видим, что Алексей выступает как раз с рассказом на жестовом языке, а вокруг него полукругом стоит толпа смеющихся людей. Он был неподражаем! Простой житейский случай он умел рассказать без пафоса, но так, что удержаться от смеха было невозможно.
Его рассказы на жестовом языке, к счастью, сохранились в видеозаписях, которые можно посмотреть на страничке Центра образования глухих и жестового языка. А картины остались у друзей, на иллюстрациях журнала «ВЕС», в альбомах, представляющих лучших глухих художников России. Убежден, что и много лет спустя творения, созданные Алексеем Гладковым, будут напоминать, что он с нами…
«ЗА НЕСБЫТОЧНЫМ СЧАСТЬЕМ»…
Александр Колокольцев
Когда же ангел душу понесет,
Ее обняв в тумане — и во пламя,
Нет тела у меня и нету слез,
А только торба в сердце со стихами.
Елена Шварц
Из всех офортов Александра Колокольцева меня более всего завораживает «Провинция». На небольшой круглой гравюре (всего девять сантиметров в диаметре) уместилась целая вселенная. В этой работе очевидна перекличка с великим фламандцем Питером Брейгелем. Но на офорте у Колокольцева все свое, родное. Здесь мы видим и уральские переулочки с избами, и среднерусские храмы, и северную реку, по которой буксир тянет плоты… Российский макрокосмос…
А вот противоположный пример — микрокосмос. Во весь простор офорта «На островах» — мотылек, расправивший крылья, а за ним, на дальнем плане — еле видный и такой крошечный водоем, окруженный деревьями, а на нем — лодочка с рыбаком…
Глядя сейчас на работы Колокольцева, поражаешься его таланту. Некоторые пишут, что он гений. После смерти легко это говорить. А при жизни мы часто недооцениваем художника…
***
Александр Юрьевич Колокольцев — наш преподаватель промышленной графики в Политехникуме ЛВЦ, безвременно ушедший в мир иной в 1993 году. Ему было всего 39 лет. В моей судьбе Колокольцев оставил заметный след, проявив неожиданное внимание ко мне, юноше, еще многого не знавшему о жизни. Поэтому он помнится мне в первую очередь как человек, а не мастер офорта.
Колокольцев начал преподавать в нашей группе художников со второго курса, то есть с 1980 года. Промышленная графика — непростая дисциплина, важная для тех, кто собирался использовать свое художественное образование для работы в рекламном бизнесе и промышленном дизайне. Но некоторые студенты-художники считали, что их призвание — живопись и высокое искусство, поэтому относились к промграфике свысока. Увы, я тоже был этим грешен. Александр Юрьевич это заметил и попытался убедить меня, что любому художнику важны все учебные дисциплины. Поначалу я выполнял задания по его предмету спустя рукава, и как результат — тройка за семестр. Меня это задело. Следующее полугодие я уже работал на промграфике по-другому — с выдумкой, ответственно и получил на итоговом просмотре пятерку. Но каких трудов это стоило Александру Юрьевичу!
Дело в том, что в нашей группе все были слабослышащие, только я один — глухой. А Колокольцев не знал жестового языка. Для того, чтобы поговорить со мной, он каждый раз просил одного из моих сокурсников перевести мне на ЖЯ. Но чаще он писал мне в блокноте, причем иногда помногу. Не только об учебе, но и о жизни, поскольку я по ходу дела иногда подкидывал ему философские вопросы.
К примеру, когда я написал в стенгазете политехникума, которую выпускал Николай Суслов, статью с провокационным названием «Связь творчества Левитана и Ван Гога», некоторые преподаватели очень ругали меня. Искусствовед Галина Николаева — за то, что я посмел негативно отозваться об искусствоведах. Другие — за то, что я сравнивал несопоставимое. А сам Колокольцев, как мне рассказала потом наш классный руководитель, говорил в учительской комнате, что Василий плохо кончит.
Видимо, для того, чтобы «спасти» меня, он и завел со мной разговор о пессимизме в живописи и о том, почему нельзя сравнивать Левитана с Ван Гогом. Я вяло возражал, мол, у Левитана грустные картины, потому что он страдал. Колокольцев в ответ писал, что Левитан страдал, потому что был евреем, а евреи тысячи лет страдают. Для меня эта тема тогда была внове (что вы хотите от глухого провинциала), и я оживился. Мы долго говорили в тот день, и он открыл мне глаза на многие известные простым смертным вещи.
***
Такие беседы действительно ощутимо поддерживали меня и пробуждали интерес к жизни и творчеству. Тогда я был поглощен своей неразделенной, как казалось, любовью, и писал декадентские стихи. Колокольцев не жалел для меня времени и подбрасывал по учебе необычные задания. Например, надо было сделать из рукописных шрифтов изобразительное решение, соответствующее содержанию конкретного текста. Он предложил мне выразить шрифтом настроение стихов Саши Черного:
Дорогой мой, скажи мне сквозь сон по секрету,
Отчего ты так страшно и тупо устал —
За несбыточным счастьем гонялся по свету,
Или может быть, землю пахал?
С поэзией Саши Черного до этого я был не знаком, хотя много читал Блока и Ахматову. Это стихотворение вроде бы не характерно для творчества Черного — этакая философская меланхолия. Но меня тогда зацепило, и я что-то подходящее изобразил с помощью шрифтов, по крайней мере, Колокольцев был доволен…
***
Александр Юрьевич не ограничивался своим предметом — он замечал у студентов увлечения, не связанные с промграфикой. Позже он оценил мои московские пейзажи маслом, которые я показал на студенческой выставке в конце четвертого курса, а также деревянные скульптуры Сергея Гаркавенко. И оценил не просто так, а с практической стороны дела. Колокольцев именно поэтому выбрал нас двоих для прохождения учебной летней практики в детском санатории в Пушкине, чтобы мы украсили здравницу своими картинами и скульптурами. А остальные наши однокурсники в это время делали оформительские стенды, что, откровенно говоря, мы с Серегой очень не любили.
Тогда мы с Серегой попали в творческий рай. Санаторий располагался в зеленой зоне, на окраине старинного парка, в нескольких каменных и деревянных корпусах. Нам дали на месяц полную свободу творчества, с бесплатным трехразовым питанием и ночлегом.
Мне поручили написать пять больших пейзажей маслом на картоне, тематика на мое усмотрение. А Сергею дали во дворе старый высохший ствол липы или тополя, из которого он должен был, как Микеланджело, убрать все лишнее. У него как раз хорошо получались изваяния в виде казачьих голов — горбоносых, вислоусых, с чубами и трубкой в зубах.
И мы приступили. Сереге было легче начать, у него дело быстро пошло. А меня захватили творческие муки. Таких огромных картин я еще не писал — размер больше метра! В конце концов втянулся, изобразив на одном пейзаже березовую рощу, которую нашел за оградой санатория. Эта картина казалась копией известной рощи Левитана, но клянусь, я писал с натуры. Может быть, Левитан сидел в подсознании, поскольку уже тогда преклонялся перед ним, вот и получилось похоже. Не по уровню мастерства, конечно, а по сюжету и игре солнечных пятен на стволах берез.
Еще на двух работах у меня были пейзажи с храмами, по мотивам тех московских этюдов, на которые Колокольцев обратил свое благосклонное внимание. А вот для последнего, самого большого холста, я долго не мог решиться и найти сюжет, пока в последние два дня перед окончанием практики, быстро, без подготовки, набросал вид руин старой крепости Бип, по которой мы частенько лазили.
Стоял июнь, и потому у меня на картине крепость окутывали сумерки белых ночей, снизу к замку поднимался зловещий туман. На первом плане изобразил телефонную будку и телеграфный столб, которые взял из своих уральских этюдов. Получилось что-то таинственное и мистическое. Тогда я еще не знал истории крепости Бип, не ведал, что она связана с судьбой несчастного императора Павла, с историей обучения глухих в России…
Чтобы закончить эту последнюю картину в срок, я в последний вечер писал едва ли не до утра — в том деревянном корпусе с верандой, который мне дали как мастерскую для работы. И под утро, закончив, уснул прямо там (кровать стояла рядом).
Утром Колокольцев явился принимать работы. Его сопровождал Серега Гаркавенко, у него скульптура давно была закончена, только лаком осталось покрыть. Когда Александр Юрьевич пришел в мою «мастерскую» и увидел меня, спящего, он не стал будить, а посмотрел на мои опусы и остался весьма впечатлен (так мне рассказал Сергей). И ушел, оставив записку:
«Пришел. Увидел. Нравится. Спи спокойно!»
Я оценил его юмор в стиле Цезаря…
***
На старших курсах Колокольцев уже не преподавал в нашей группе, мы виделись только мельком. Не знаю, следил ли он за моими творческими потугами. А вот его офорты я несколько раз видел в ленинградской Лавке художников, где продавались работы членов Союза художников. Мне нравились эти крохотные, изящные, тонко прорисованные, фантасмагоричные работы, но моим главным интересом тогда была живопись. И офорты Колокольцева я в то время, к сожалению, недооценивал. Позже, после его смерти, найдя в интернете его произведения, я смог неспешно и пристально разглядеть их и оценить по достоинству. Узнал, что у него была персональная выставка в музее Достоевского, выставлялся он и за границей, успел побывать в Италии, Франции…
Когда в 1993 году друзья сказали, что Колокольцев внезапно скончался (болезнь сердца), я был в шоке. Такой молодой, живой, талантливый, и вдруг его нет… Это не укладывалось в голове.
Елена Шварц, известный петербургский поэт, оказывается, близко знала Колокольцева, она написала прекрасное эссе о творчестве графика. Александр помог ей оформить книгу стихов, выбрав для обложки свой офорт «Мариенталь». Еще одна отсылка к крепости Бип, ведь на ее месте сначала был этот домик.
Понятно, что ленинградские поэты и художники были тесно связаны друг с другом, много общались в мастерских и на выставках, тем более что у Колокольцева была общая мастерская с Сергеем Шустером, живописцем, тоже преподававшим в Павловске. Но когда Елена пишет, что Колокольцев жил уединенно, это вызывает сомнение. Если вспомнить общительного Шустера и глухих учеников в Павловске, на которых он тратил столько времени, то уединенной его жизнь не назовешь. Впрочем, Елена Шварц, видимо, знала его довольно близко, так что ей виднее. А насчет трагического мироощущения художника она права, это видно при внимательном и неспешном изучении его творений…
Десятилетия прошли после ухода Колокольцева, но след, оставленный педагогом и художником, живет в памяти его учеников. А его замечательные офорты, убежден, останутся в истории искусства. Многие работы мастера хранятся в зарубежных коллекциях, в Германии был издан альбом «Миры Александра Колокольцева»…
***
(Продолжение следует)

Заголовок 2
